Элементы рамы
Элементы рамы применяются иногда в мелкосерийном производстве и для крепления кронштейнов. Цельносварные рамы применяются для сверхтяжелых самосвалов и легковых автомобилей. Для грузовых автомобилей они используются редко.
Однако иногда с помощью сварки к раме присоединяются отдельные элементы, например элементы усиления. В этом случае необходимо иметь в виду, что сварные швы, расположенные в направлении главных напряжений, являются меньшими концентраторами напряжений, чем швы, перпендикулярные к нему. Прерывистые швы образуют множество концентраторов напряжений.
Для изготовления лонжеронов применяются углеродистая сталь марок 25 кп, ЗОТ с пределом текучести 280...320 МПа и низколегированные стали марок 15ГЮТ, 10ХСНД, 19ХГС с пределом текучести 350...400 МПа; для поперечин — в основном углеродистая сталь 20, 25, 25 кп с пределом текучести 250...300 МПа. В последние годы разработаны и применяются для лонжеронов низколегированные стали с пределом текучести до 800 МПа, а для поперечин — до 500 МПа. Термообработка выполняется в процессе изготовления лонжеронов (закалка в штампах), поэтому технологическим процессом должно обеспечиваться предупреждение коробления и остаточных деформаций, в особенности при массовом производстве, когда правка и дообработка изделий недопустимы.
В развитии конструкций рам выявились следующие тенденции: переход от поперечин сложной формы, получаемых глубокой вытяжкой, к простым швеллерным профилям; отказ от усиления рам для автомобилей различных модификаций и увеличение сечений лонжеронов (при этом в крупносерийном производстве грузовых автомобилей предусматривается изготовление комплектов рам для различных модификаций автомобилей с использованием широкой номенклатуры штампов); расширение применения термообработанных низколегированных сталей.